Памятка педагогу-психологу
При сопровождении допрофильной подготовки учащихся:
- формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;
- формирует уважительное отношение к любой профессии;
- знакомит учащихся с типами существующих профессий в системах «человек — техника» (Т); «человек — человек» (Ч); «человек — природа» (П); «человек — знаковая система» (3); «человек — художественный образ» (X);
- выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;
- выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;
- проводит тренинги личностного роста.
В ходе психолого-педагогического сопровождения профильного обучения педагог-психолог:
- актуализирует процесс профессионального самоопределения;
- формирует и развивает интерес учащихся к профессиональному самоопределению; получению знаний о мире профессий; освоению требований к профессии, направлениям профессиональной подготовки;
- способствует повышению уровня развития психологической компетентности, самопознания, адекватной самооценки учащихся, осознанию своей индивидуальности и установлению положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;
- формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;
- формирует у учащихся навыки и умения соотносить требования профессии со своими индивидуально- физиологическими особенностями;
- знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;
- оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;
- готовит психологически учащихся к осознанному выбору профиля обучения;
- помогает учащимся определять личные профессиональные планы на ближайшую и отдалённую перспективы;
- подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;
- проводит тренинги личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения, специалистам важно опираться на «трёхфакторную модель» выбора профессии, разработанную основоположником научной профориентации Ф.Парсонсом. Он выделил три главных фактора, детерминирующих процесс адекватного выбора профессии: правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
- знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии;
- умение соотнести результаты самооценки с правильно выделенными требованиями.
правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии;