Памятка педагогу-психологу

Памятка педагогу-психологу

При сопровождении допрофильной подготовки учащихся:

  • формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, ока­зывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;
  • формирует уважительное отноше­ние к любой профессии;
  • знакомит учащихся с типами суще­ствующих профессий в системах «че­ловек — техника» (Т); «человек — че­ловек» (Ч); «человек — природа» (П); «человек — знаковая система» (3); «че­ловек — художественный образ» (X);
  • выявляет различные аспекты про­фессионального самоопределения учащихся;
  • выявляет мотивы профессионально­го самоопределения учащихся;
  • проводит тренинги личностного роста.

В ходе психолого-педагогического со­провождения профильного обучения пе­дагог-психолог:

  • актуализирует процесс профессио­нального самоопределения;
  • формирует и развивает интерес уча­щихся к профессиональному само­определению; получению знаний о мире профессий; освоению требо­ваний к профессии, направлениям профессиональной подготовки;
  • способствует повышению уровня развития психологической компе­тентности, самопознания, адекватной самооценки учащихся, осознанию своей индивидуальности и установ­лению положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;
  • формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и само­развитии;
  • формирует у учащихся навыки и умения соотносить требования про­фессии со своими индивидуально- физиологическими особенностями;
  • знакомит учащихся с возможными путями получения профессионально­го образования и формирует навыки выбора правильного пути в профес­сиональном самоопределении;
  • оказывает учащимся помощь в со­циальной и профессиональной адаптации;
  • готовит психологически учащихся к осознанному выбору профиля обу­чения;
  • помогает учащимся определять лич­ные профессиональные планы на ближайшую и отдалённую перспек­тивы;
  • подбирает диагностический инстру­ментарий, адекватный цели и зада­чам профильного самоопределения;
  • проводит тренинги личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном са­моопределении.

Осуществляя психолого-педагогиче­ское сопровождение профильного обуче­ния, специалистам важно опираться на «трёхфакторную модель» выбора профес­сии, разработанную основоположником научной профориентации Ф.Парсонсом. Он выделил три главных фактора, детер­минирующих процесс адекватного выбо­ра профессии: правильная самооценка склонно­стей, способностей, интересов, уст­ремлений, возможностей и ограни­чений;

  • знание того, что нужно для успеш­ной деятельности по выбираемой профессии;
  • умение соотнести результаты само­оценки с правильно выделенными требованиями.

правильная самооценка склонно­стей, способностей, интересов, уст­ремлений, возможностей и ограни­чений; знание того, что нужно для успеш­ной деятельности по выбираемой профессии;