Формирование коммуникативной компетенции учащихся через организацию проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка (Никитина Е. К.)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми-носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.

К числу основных задач, разрешение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию, воспитание в духе толерантности; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.

Развитии коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка является одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку я осуществляю через метод проектов.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [4, с.3].

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие. В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать иностранный язык в речевых ситуациях повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний языка. При этом учащиеся учатся не только говорить, но развивают умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

В период выполнения проектов развиваются не только коммуникативные компетенции, но и многие другие учебные умения и навыки:

-социальные навыки, умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;

-мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

-мыслительные — это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Для того чтобы данный метод успешно работал и приносил положительные результаты необходимо правильно организовать проектную работу. Придерживаюсь таких этапов при организации проектной деятельности учащихся:

  • Определение темы. Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, предлагаемая учащимся, должна быть для них актуальной и интересной.
  • Определение формы представления проекта.
  • Определение времени для подготовки проекта.
  • Самостоятельная работа учащихся по сбору информации. Это самый трудоемкий и продолжительный этап работы. Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию или красиво оформить постер. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.
  • Защита проектов. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
  • Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов (оценок), формулировкой выводов.

В качестве критериев оценки творческих проектов должны выступать такие, как соответствие содержания проекта основной теме, оригинальность идеи, креативность, грамматическая и лексическая корректность, уровень компьютерной презентации. Грамматическая корректность не может быть абсолютной: ошибки, не влияю­щие на понимание и успешность решения коммуникативных задач, не должны существенно снижать общий балл [5, с.29].

Работая по методу проектов, я убедилась, насколько меняется роль учителя. Моя роль — роль независимого консультанта. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и трудоемкая работа учителя.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать.

Работа над проектом содержит определенные трудности. Следует выделить прежде всего отсутствие или недостаток таких умений и навыков проектирования, как планирование, исследование, сбор и обработка информации, оформление и защита проекта. Поскольку данные умения и навыки приобретаются в самом процессе работы, а их прочность зависит от того, насколько обучающиеся в них заинтересованы [5, с.29].

Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала предшествуют разработке проектов, а сами проекты провожу на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

В своей работе я использую такие типы проектов как творческий, игровой, информационный, социально значимый. Чаще это краткосрочные (1-2 недели), или средней продолжительности (1-2 мес.).

В своей работе я часто использую метод проектов начиная с самых простых в младших классах и заканчивая более содержательными в старших классах. Так, например, учащимися 3-го класса выполнены творческие проекты по темам «Добрый день». В результате данного проекта дети закрепляют алфавит и узнают некоторые новые слова. После изучения школьных принадлежностей, ребята собирают портфель идеального ученика, называют и подписывают все предметы, которые в нем лежат. Проекты по теме «Семья» бывают самыми красочными. Дети с большим удовольствием рисуют своих близких, приносят фотографии, делают плакаты и рассказывают о своих родных.

Учащиеся среднего звена выполняют творческие проекты по теме «Еда». Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, с энтузиазмом воспринимают предложение создать свои собственные рецепты блюд, составить меню для кафе. Изучив тему «Школа», дети составляют загадки о школьных предметах и сделают проекты о школе своей мечты. Формы представления проектов различны.

Для учащихся старшего звена чаще предлагаю информационные, социально-значимые, творческие проекты по темам «Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка», «Экология», «Виды жилья», «Наука и техника», «Культурный досуг». После изучения темы «Молодежь и общество» ребята в рамках проекта разрабатывали свод прав и обязанностей современной молодежи, и в заключение они демонстрировали свои права и обязанности.

Творческие проекты чаще использую в внеурочной деятельности. Театральные постановки сказок на английском языке «Лиса и Журавль» и «Колобок» с участием учащихся 6,7 классов позволяют формировать не только коммуникативные навыки учащихся, но и помогают совершенствовать навыки связной речи, творческого воображения.

Считаю, что правильно организованная работа по развитию коммуникативной компетенции учащихся оказывает положительное воздействие на учащихся, способствует также самостоятельному приобретению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развитию умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельности, критическому мышлению, инициативе.

 

Список использованных источников

  1. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2017-2018-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1274-anglijskij-yazyk.html. — Дата доступа : 26.03.2018
  2. Применение проектной технологии на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/blinova-ana/proektnaja-dejatelnost-na-urokah-angliiskogo-jazyka-i-vo-vneurochnoe-vremja.html- Дата доступа : 26.03.2018
  3. Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/blogs/blinova-ana/proektnaja-dejatelnost-na-urokah-angliiskogo-jazyka-i-vo-vn eurochnoe-vremja.html — Дата доступа : 26.03.2018
  4. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000. — № 3 — с.3
  5. Боровик, Н.С. Практико-ориентированное обучение иностранным языкам: метод проектов / Н.С. Боровик., О.В. Соколовская // Народная Асвета. — 2014. — №12. — С. 29.