Зачем в школе искусство? (Рябычина А. В.)

Зачем в школе искусство?

Искусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

В специальных школах — художественных, музыкальных — учат искусству детей одаренных, увлеченных. Учат тех, которые мечтают связать жизнь с творчеством, и родители понимают, что это необходимо: для развития ребенка, чтобы он вырос эстетической и гармонично развитой личностью или просто из престижных соображений. А зачем искусство в школе  образовательной? Зачем учить искусству всех?

В октябре 2016 года в БГПУ им. М. Танка впервые в нашей стране прошел Международный педагогический форум по эстетическому образованию «Художественное образование в целях устойчивого развития общества». В рамках этого форума прозвучал доклад доктора педагогических наук, доцента общей и детской психологии кафедры БГПУ имени Максима Танка Елены Сергеевны Поляковой «Эстетическое образование личности – ответ на вызовы современности». В его основе – понимание необходимости развития эмоциональной сферы человека и опасности недооценки этой проблемы. Если человечество XXI века не сумеет доразвить свою эмоциональную сферу, предостерегает Елена Сергеевна, то оно может погибнуть! Программа ЮНЕСКО по устойчивому развитию ставит перед нами задачу научиться жить вместе. А это возможно только тогда, когда человек сопереживает другому человеку, когда он способен в нем увидеть и почувствовать себя. «Что, если не искусство, не музыка, непосредственно обращенные к эмоциям, позволит доразвить эмоциональную сферу?» — подчеркивает ученый.

Смысл образования – развивающийся человек, гармония его отношений с собою, другими людьми, миром; создание условий для развития-саморазвития, воспитания-самовоспитания, обучения-самообразования.

Школа в воспитании и социализации личности, для общества и для самой личности представляется чрезвычайно важным этапом. Нравственно-этические аспекты и эмоциональные ценности в образовании должны рассматриваться в неразрывном единстве с системой жизненных ценностей и ориентаций человека и общества.

Действительно, во-первых, образование, удовлетворяя естественные потребности человека в познании им внешнего мира и самого себя, уже создает мощную предпосылку того, чтобы считаться одной из важнейших жизненных ценностей. Кстати, это было понято людьми уже в далекие античные времена. Во-вторых, выполняя свои социально обусловленные функции подготовки новых поколений к жизни и активной деятельности в обществе, образование вместе с определенной системой знаний и умений обязательно должно включать в общую совокупность целей и содержания своей деятельности еще и специальную подсистему привития своим воспитанникам жизненных ценностей и идеалов, которые присущи этому обществу. Одним из таких направлений в этой подсистеме, является искусство.

Искусство выполняет одну из многочисленных задач в педагогическом процессе – активацию эмоциональной сферы учащихся.

В научных исследованиях Ю.Б. Борева, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, Н.Б. Николаева искусство рассматривается как одна из форм общественного сознания, разновидность материальной и духовной деятельности людей, направленной не только на познание, отражение объективной реальности, но и на преобразование окружающего мира. Это концентрация духовных, общечеловеческих целей. Уникальность искусства – в его общественном предназначении. Взаимодействуя с жизненным и художественным опытом индивида, искусство тем самым воздействует на его чувственно-эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферы сознания, на деятельность человека и формирует неповторимый многогранный мир его личности.

Ю.Б. Борев, М.С.Каган, Б.Т. Лихачев подчеркивают, что своеобразие искусства заключается в его полифункциональности, целостном характере воздействия на личность. Оно является средством познания, общения, наслаждения, развития, воспитания и т.д.

Искусство не может не затрагивать человеческий мир и быт, нейтральным по отношению к нему. Оно оказывает воздействие на образ жизни, формирует идеалы, ценности, строй чувств и мыслей. «Искусство есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» .

Б.Т. Лихачев отмечает, что из всех разновидностей искусства – «неисчерпаемой сокровищницей знаний» именно музыка обладает способностью прямого выхода на глубинный уровень эмоциональной сферы сознания личности. Музыка «опирается» на богатство освоенного мира и воздействует на людей, передает социально-духовный опыт от поколения поколению.

Существует теория, что мозг не делает различия между событиями реальными и воображаемыми. И воспринимая музыкальное произведение, человек переживает эмоциональную программу, которая заложена в нем и приобщается к эмоциям и чувствам другого человека. «Только лишь когда мы научимся такому сопереживанию, мы сможем преодолеть любые вызовы современности! – убеждена Е.С. Полякова.

Наиболее родственен музыке такой вид искусства, как литература. В некоторых литературных произведениях, например, в стихах, основу поэтической канвы составляет музыкальная природа слова. А музыка довольно часто «…берет от слова и языка их интонационную природу» .

Тесная связь прослеживается также между музыкальным и изобразительным искусством. В музыке используется «музыкальная изобразительность ассоциативного типа» между звуковыми и незвуковыми явлениями . В свою очередь изобразительное искусство может отразить и передать то звучание, те звуки, которые скрыты в них.

За последние годы в педагогике разработаны и апробированы концептуальные положения, характеризующие разные подходы, направленные на эффективные решения педагогических проблем.

Не вызывает сомнения, что существующая система образования существенно влияет на инкультурацию человека, формируя его духовный мир и духовную защиту в будущем. Вот почему музыкальное образование – это не совокупность уроков по музыке, МХК, ИЗО и факультативных занятий предметов художественно-эстетической направленности, это прежде всего воспитание нравственности как основы мировоззрения человека.

Зачем искусство в школе образовательной? Зачем учить искусству всех? Через искусство, мы можем сделать тех, кто находится рядом с нами, и в этом, наверное, и заключается наша миссия к последующему поколению, более добрыми и человечными.

 

  1. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://slovari.299.ru/word.php?id=11278&sl=oj Дата доступа : 23.03.2018.
  2. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – 4-е изд., доп.- М., 1988
  3. Книга по эстетике для музыкантов / под ред. И.А. Константинова, К. Ангелова. — М., 1983.
  4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М., 1987.
  5. Каган, М.С. Основы теории художественной культуры: учеб. пособие / М.С. Каган. – СПб., 2001.
  6. Художественное образование: проблемы и приоритеты // Мастацкая і музычная адукацыя. – 2016. — №6, С.23