Активные методы на уроках обслуживающего труда как средство реализации личностно-ориентированного подхода (Тарасова О. К.)

Активные методы на уроках обслуживающего труда как средство реализации личностно-ориентированного подхода

В последнее время в обществе и в системе образования особую актуальность приобрели вопросы личностного развития обучающихся. Личностно-ориентированный подход является одним из ведущих в организации современного образовательного процесса. Он предполагает концентрацию внимания учителя не только на предметных знаниях и практических умениях и навыках, развитии интеллекта учащихся, но и заботу о развитии их личности в целом.

Новые социокультурные условия, цель и задачи технологического образования учащихся общеобразовательных школ ориентируют учителя на изменение подходов к преподаванию предмета «Трудовое обучение» [1].

Учитель трудового обучения должен перевести учебную деятельность учащихся с уровня информирования на уровень управления. Необходимо создание такой образовательной среды, в которой личность будет поставлена в условия саморазвития [1].

Как показывает практика, учащимся требуется разное время и усилие для овладения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками работы. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что учитель должен уметь учитывать индивидуальный  опыт учащихся, соотносить его с учебным материалом и  переводить в социально и личностно значимое содержание, тем самым добиваться личностного усвоения учебного материала  [2].

Несмотря на то, что личностно-ориентированное обучение достаточно широко изучено в педагогике, следует констатировать, что реализация личностно ориентированного обучения в современной школе традиционными методами обучения вызывает определенные затруднения. Одно из которых — отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся. Поэтому, возникает вопрос о подборе методов обучения при решении конкретных целей, задач урока при технологическом образовании учащихся.

Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках обслуживающего труда можно эффективно использовать активные методы обучения. Методы активного обучения позволят учителю обслуживающего труда создать условия для полноценного проявления и, соответственно, развития и саморазвития личности учащегося.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека». В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно ориентированного образования является насыщение личностными смыслами образовательный процесс как среду развития личности.

Изучив особенности личностно ориентированного подхода и сравнив традиционный урок с личностно ориентированным я отметила что:

-при личностно ориентированном подходе в центре образовательного процесса находится ребенок;

-личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;

-личностно ориентированное обучение позволяет создать благоприятную, комфортную образовательную среду для ребенка, где он не затеряется в общей массе, где видна его индивидуальность.

При формировании опыта учитывала принципы личностно-ориентированного урока, сформированные И. С. Якиманской:

Личностно ориентированное обучение — это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Наиболее существенным в плане активизации всего учебного процесса является максимальное использование возможностей, заложенных в практических занятиях. Активизация учащихся на уроках связана, прежде всего, с рациональной организацией познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и прежде всего с развитием умения быстро ориентироваться. Реализация практических задач обучения возможна на основе внедрения активных методов обучения.

Особенности, классификация, суть методов активного обучения описаны Кошель Н.Н. в работе «Активные методы обучения». Само, название методов подчеркивает наличие активной позиции обучаемого. Кроме того эти методы обучения позволяют обеспечить: постоянное вовлечение учащихся в учебный процесс, самостоятельную выработку решений, повышение уровня мотивации, взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом, проявление рефлексивной самоорганизации деятельности учащихся.

Разнообразие активных методов обучения позволяет использовать их на различных этапах уроках. Проектируя будущий урок, я, прежде всего, продумываю форму урока, учитывая содержание, подбираю способы включения учащихся в активную познавательную деятельность. В своей деятельности я выделяю такие методы активного обучения как: создание проблемных ситуаций, метод анализа конкретных ситуаций, дидактические игры и игровые приемы. При этом использую индивидуальные и групповые формы работы.

Диалогический стиль ведения уроков способствует побуждению учащихся к совместному размышлению, поиску ответа на неизвестные вопросы. Только с помощью ведения диалога можно вызвать у детей желание «включиться в проблему». И наоборот, монологическое общение приближает обучение к информационной форме.

На уроке в 5 классе по теме «Машинные швы», на этапе изучения нового материала я часто применяю проблемные ситуации, возникающие при необходимости использования имеющихся знаний в принципиально новых условиях. Я не даю готовых определений таких понятий как «стежок», «строчка», «шов» и т.д., а поэтапно, с моей помощью, дети сами формулируют их, исходя из своего опыта. Такой метод дает стойкое запоминание, потому что в памяти сохраняются не отдельные слова, а алгоритм и смысл их собственных размышлений.

В 6-м классе при изучении настрочного шва использую метод анализа конкретных ситуаций. Предлагаю учащимся критическую ситуацию, требующую разрешения:

– Как поступить, если ткань, из которой изготовлено изделие, плохо поддается влажно-тепловой обработке и припуски швов не фиксируются в нужном положении?

Или, при обосновании технических условий этого шва, предлагаю ситуацию -упражнение:

–По данным образцам швейных изделий сделайте анализ, где лучше сделать декоративную строчку вдоль стачного шва? На каком расстоянии от строчки?  Такая ситуация позволяет каждому учащемуся сделать выбор наиболее рационального способа действий из теоретически возможных в конкретной ситуации.

Подобные проблемные ситуации предлагаю и при изучении других швов, так как поиск обоснований приводит к прочному запоминанию необходимого теоретического материала. Проблемные ситуации предлагаю с учетом личного опыта учащихся.

Так, например, на уроке в 7-ом классе при изучении темы «Регуляторы швейной машины» в учебнике есть готовая таблица «Дефекты машинной строчки», которая знакомит учащихся с дефектами машиной строчки, анализировать которую не интересно и не эффективно. Я поступаю по-другому, закрепив полученные знания о том, как выглядит качественная строчка, организую работу в парах. Каждой паре необходимо разрешить проблемную ситуацию попробовав на практике разные варианты. Проблемная ситуация 1 «Исследуйте, как измениться качество строчки при неправильной заправке верхней нити»; проблемная ситуация 2 «Исследуйте как измениться качество строчки при неправильной заправке нижней нити», проблемная ситуация 3 «Исследуйте как измениться качество строчки при слабом натяжении нити», проблемная ситуация 4 «Исследуйте как измениться качество строчки при сильном натяжении нити». Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляю свою таблицу дефектов строчки. По окончании работы я провожу обсуждение, и мы вместе составляем итоговую таблицу. В случае затруднений при выполнении заданий оказываю дифференцированную помощь учащимся.

Часто использую проблемные ситуации – иллюстрации. Например, при изучении темы «Сервировка стола к завтраку» в 5-м классе демонстрирую фотографии «Положение приборов» и прошу определить ситуацию где «еда прервана», «еда закончена». Демонстрирую фотографии с различными вариантами сервировки стола для различных блюд к завтраку и прошу определить и аргументировать ситуации, где хозяйка правильно выбрала и разложила столовые приборы и где она ошиблась.

При подборе и организации игр опираюсь на следующие принципы: соответствия программному материалу, ясности и доступности для понимания учащихся и восприятия назначения дидактических пособий, смысла вопросов, условий игры, внешней привлекательности, красочности, эстетичности, ассоциативности используемых пособий, количественной достаточности дидактических материалов для всех участников игры; достаточной дидактической ценности пособий к игре, соответствия содержания игры и её требований возрастным психофизическим особенностям школьников, вовлечения всех детей в игровой процесс и т.д. [ 6 ].

Так при организации целеполагания на уроке в 6 классе по теме «Уход за мебелью и светильниками» предлагаю игру «Оратор». После сообщения темы и цели занятия предлагаю любому учащемуся (по желанию) выйти к доске и выступить в роли «оратора», т. е. за 1 минуту убедить одноклассников в жизненной необходимости изучения данной темы. При этом устраиваю конкурс на лучшего оратора среди учащихся.

При закреплении темы «Текстильные волокна, классификация. Изготовление пряжи, ниток, ткани. Структура ткани» в 5-м классе провожу настольную игру «Лото», для закрепления и проверки знаний о структуре ткани. Лото предлагаю индивидуально или в парах.

На своих уроках я применяю игры при проведении практических и лабораторных работ:

— игра «Закройщик-клиент» — практическая работа «Снятие мерок» (5 класс), применяется для отработки навыков снятия мерок для пошива изделия;

— игра «Лаборатория» — «Определение доброкачественности круп» (6 класс), для проверки знаний критериев определения качества круп;

— игра «Магазин» — «Определение качества овощей» (7 класс) для проверки знаний критериев определения доброкачественности овощей.

При проведении рефлексии в конце урока провожу игры: «Мои предложения». При этом предлагаю учащимся дополнить фразу: «Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы…» (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.); «Пять пальцев». Предлагаю учащимся ответить на пять вопросов: Мизинец — какие знания и опыт я сегодня приобрел? Безымянный – что я сегодня сделал для достижения цели? Средний – каким было мое настроение, от чего оно зависело? Указательный – чем я мог помочь товарищам, чем порадовал их? Большой – как я физически чувствовал себя?

На мой взгляд, дидактические игры являются универсальными, так как их можно использовать при изучении многих тем по трудовому обучению, на всех этапах урока, во всех классах, изменяя сложность и правила игры.

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают участие все учащиеся.

Из вышеизложенных материалов я делаю вывод, что использование на уроках активных методов обучения, представленных в данном опыте, способствует созданию условий для полноценного личностного проявления и, соответственно, развития и саморазвития личности учащегося.

При реализации личностно-ориентированного подхода к трудовому обучению максимально учитываются возрастные психологические и личностные особенности учащихся, их заинтересованность, как в предмете, так и в самореализации средствами учебного предмета.

Анализ уроков с использованием активных методов обучения доказывает, что их использование позволяет:

  1. Включить всех учащихся в процесс обучения на максимальном уровне успешности для каждого ученика;
  2. Стимулировать развитие познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей;
  3. Способствует созданию оптимальных условий для формирования, развития и саморазвития личности.

Список использованных источников

  1. Концепция учебного предмета «Трудовое обучение»: приказ Министерства образования Республики Беларусь, 29 мая 2009 г., № 675// Тэхналагічная адукацыя. – 2009. – № 3. – с. 9 – 14.
  2. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2002. – 96 с. 5.
  3. Бондаревская Е. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.
  4. Кошель, Н. Н. Активные методы обучения. Минск, 1997.
  5. Пунчик, В.Н. Урок-презентация / авт.- сост. В.Н.Пунчик, Е.П.Семёнова, Н. Н. Пунчик – Минск Красико — Принт, 2009. – 176 с – (Педагогическая мастерская)
  6. Шивалин, В. И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии / В. И. Шивилин // Школа и производство. – 2000. — № 5. — с. 60-61.
  7. Яворская, Л.М. Трудовое обучение. Современные образовательные технологии: пособие для учителей образоват. учреждений / Л. М. Яворская. – Минск : Местный Литературный Фонд : Пэйпико, 2008.
  8. Яворская, Л.  М.  Настольная  книга  учителя  трудового  обучения:  учебно-методическое  пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений  с белорусским и русским языками обучения / Л. М. Яворская. – Минск : Сэр — Вит, 2011. – 118 с.