Организация исследовательской деятельности учащихся

Виды

научно — исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно — исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно- реферативный:

— аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения;

  • аналитико систематизирующий:

— наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико — прогностический:

— изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно — технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе и в сфере образования);

  • изобретательско рационализаторский:

— усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

  • экспериментально исследовательский:

проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;

  • проектно поисковый:

поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

 

 

 

 

Рекомендации по организации

учебно-исследовательской работы учащихся

 

ОФОРМЛЕНИЯ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в со­ответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформи­рованы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, раз­бираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названииям коллективных трудов без указания авторов на титульном листе.

Рассмотрим более детально правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, Ф.И.О. и должности, научной степени и звания научного руководителя.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя ука­зание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заклю­чение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

Введение                     3

Основная часть

Глава 1                         4

1.1                                 8

1.2                                 11

Глава 2                         16

2.1                                18

Заключение                 25

Список литературы     27

Приложения

Приложение 1             28

Приложение 2               30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипо­тезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

     Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще       один, про­стейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев — отступов вправо в строке при начале новой       смысловой части. Абзацы — это своеобразный композиционный прием, позволяю­щий более зримо обозначить логические     акценты в тексте.

 

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у ос­тальных частей, объемом, нежели со значением так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содер­жит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те­мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интер­претацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по резуль­татам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

 

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

После окончания исследования, оформления полученных результа­тов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает послед­ний этап — защита. К сожалению, важность этого этапа иногда недооцени­вается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении неубедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге — «смазанное» представление у слуша­телей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искус­но подготовленный доклад по защите написанной работы может «зате­нить» некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы высту­пающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у себя хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщатель­но подготовиться к процедуре публичной защиты своего реферата. Что необходимо при этом учитывать?

..„ Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнитель­на на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пере­сказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересо­вать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продле­ние только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структу­ры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика — залог внимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудито­рии, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчерк­нуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, дос­тигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны, оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствую­щим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были деланы в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключе­нии создать кульминацию выступления, предложите слушателям пораз­мышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших ис­следований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна

быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окон­чания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления сни­жается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументиро­ванное изложение материала импонирует слушателям. Но ис­пользование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на вашем выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность про­демонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно же­ланием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла вни­мание слушателей. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.

Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследо­вания. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего ис­следования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Та­ким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.

Очень важным условием ответа на вопрос является правильное пони­мание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В про­тивном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую край­ность — начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.

И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перёд тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейше­го исследования.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим ис­кусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения докла­да в знакомых вам условиях.

Перед тем как выступать на научных конференциях городского и бо­лее высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Помните, что чем больше вы выступаете, тем больший опыт вы приобре­таете. Вы можете попросить прослушать ваш доклад друзей или родителей. Можно читать его и самостоятельно — для себя, но обязательно вслух. При этом контролируйте время своего «выступления»: это поможет вам ориен­тироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбирать

темп и интонацию речи). Можно потренировать свою речь умение выступать перед аудиторией, записывая его на аудио- или видеокассету. После чего постараться оценить ее (как выступление другого) по следующим характеристикам:

* логичность;

* точность;

* ясность;

* доступность;

* убедительность;

* интересность;

* выразительность;

* уверенность;

* контакт со слушателями;

* уместность жестов;

* выражение лица и т.д.

Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления.

 

Рекомендации по организации

учебно-исследовательской работы учащихся

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. ПРИЛОЖЕНИЯ. ПРИМЕЧАНИЯ.

 

Особой точности требует составление библиографического списка. В переводе с древнегреческого библиография значит «описание книги».

Библиографический список — это список изученной по теме литерату­ры, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследова­тельской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда­тельство; год издания и объем в страницах. Приведем примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обра­зования. — М.: Интеллектцентр, 2001. — 296 с.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в шко­ле. — М.: Российское педагогическое общество,

1998. — 354 с.

Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984. — 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента з образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. — Великий Новгород: РИС, 2000.-180С.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений //Журнал прикладной -психологии. — 2001. — № 5. — С.2-19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974.-Т.16. — С. 393-395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995-С. 50-51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая до­полнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содер­жанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

* размещаются после библиографического списка;

* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста — это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а)      в круглых скобках;

б)      подстрочно (оформляются как сноски);

в)      после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

* определение терминов или устаревших слов;

* справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

* перевод иностранных слов и предложений;

* пояснения основного текста.

* примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

   Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место настранице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить наследующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заго­ловки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тща­тельно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его рабо­ту и не прибавляет ей значимости.

 

 

Рекомендации по организации

учебно-исследовательской работы учащихся

I. Подготовка к проведению научного исследования

1. Объектная область, объект и предмет

2. Тема, проблема и актуальность исследования

3. Изучение научной литературы и уточнение тем

4. Определение гипотезы

5. Цель и задачи исследования

6. Определение методов исследования

II.   Проведение научного исследования

III. Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление — незначительный, чисто формаль­ный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования’- один из самых трудоемких этапов работы.                                                                                                                                                                                  Существует несколько основных форм представления ре­зультатов научной работы:

                             * текст научного сочинения;

                             * статьи, тезисы;

                             * доклад, сообщение;

* отчет и т.д.

Определение формы научного произведения сопутствует составлению плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущей работы, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается круг источников. Это говорит о том, что поиск оптимальной формы научной заботы идет на каждой стадии исследования

Каждой из форм присущи свои особенности написания. Так, для пуб­ликации в журнале «Школьный вестник», работа представляется в форме тезисов — сжатого перечисления основных положений и выводов исследо­вания, или статьи — развернутого изложения содержания тезисов по той или иной актуальной проблеме.

Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал.Поэтому приведем основные требования к их оформлению:

* по содержанию:

обоснование актуальности темы;

главный тезис;

аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

основные выводы;

     * по срокам представления:

за 1 месяц до начала конференции;

* по форме представления:

в 2-х экземплярах off-line;

в электронной версии на дискете;

вформате Word 6.0, 7.0, 8.0;

шрифт 15, Times New Roman.

Обратимся теперь к характеристикам статьи. Статья представляет со­бой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собствен­ные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста науч­ного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументиро­ванному доказательству в основной части. В заключении статьи помещают­ся выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы — и статья, и тезисы — создаются на ос­нове текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *