Адаптация в первом классе

Адаптация в первом классе

Школа — особый и сложный период в жизни ребёнка, который осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную. Изменяется его окружение: появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок. Наконец, изменяется его уклад жизни. У шести-семи- летнего ребёнка уже есть основные предпосылки к учёбе, усвоены способы познавательной деятельности , частично сформирована мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях завершается в первом полугодии.

В тот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком школьный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются искушёнными в учебных занятиях ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение курсов по подготовке к обучению в школе, часто приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка элементы новизны, мешает пережить значимость этого события.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у которых этот процесс затягивается. Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может проходить по разному.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия отдавать предпочтение игровой деятельности, не сразу соглашаются выполнить требования учителя , часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами( дерутся, жалуются, плачут). У таких детей могут быть трудности в усвоении учебной программы.

В каждом классе есть примерно 15% учеников, у которых адаптация проходит болезненно и длительно (до одного года). Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это ведёт к серьёзным последствиям для них.

 

Таким образом, период адаптации к школе  связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников, но зависит он от индивидуальных особенностей самого ребёнка от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности.

Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному  сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки ещё не совершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с текстом, бумагой.

Внимание учащихся первых классов ещё слабо организованно , имеет небольшой объём, неустойчиво.

Хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных средств и способов запоминания, в том числе приёмов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников ещё не характерна в силу слабого развития самих мыслительных  операций.

Мышление первоклассников наглядно-образное. Это значит, что для совершенствования мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, детям необходимо опираться на наглядный материал.

Поведение отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок постепенно учиться управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Взрослые должны понимать, что поступление детей в школу само по себе не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Таким образом, период адаптации к школе , связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других- четверть, у третьих растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.


Критерии готовности ребёнка к обучению в школе:

  • Педагогическая готовность к обучению ребёнка в школе (определяется уровнем владения определёнными умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе)
  • Психологическая готовность к обучению в школе.(представляет собой систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками).

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы(волевая готовность) и интеллектуальная готовность.

 Причины школьной дезадаптации:

 

  • Несформированность «внутренней позиции школьника».
  • Слабое развитие произвольного внимания и поведения.
  • Недостаточное развитие у ребёнка учебной мотивации.
  • Повышенное психологическое напряжение(ребёнок, став учеником вынужден подчиняться новым правилам школьной жизни со всеми «нельзя», «положенно», «надо» и т.д.
  • Трудности в общении с учителем.
  • Недостаточно развитая способность ко взаимодействию с другими детьми.
  • Специфическое отношение к себе, своим способностям, к своей деятельнолсти и результатам.
  • Завышенные требования со стороны родителей (это приводит к ещё большему торможению в адаптации первоклассника к школе).
  • Несоответствующее состояние здоровья и уровня физического развития (соматически ослабленные дети).
  • Гиперактивные дети (синдром дефицита внимания у учеников).
  • «Леворукие» дети (их около 10% от всего числа первоклассников).
  • Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы (неумение ребёнка управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, вялость в работе, повышенная тревожность).

 

Рекомендации психолога

 Чтобы процесс адаптации прошёл плавно и безболезненно, необходимо, прежде всего :

 Как можно скорее познакомить первоклассников друг с другом, помочь им увидеть у каждого своего товарища по классу положительные стороны, показать, что каждый ребёнок по-своему ценен, интересен: что особенное умеет делать, чем увлекается.

  • Начать сразу же формировать коллектив класса, создать доброжелательную обстановку, организовать взаимодействие между детьми.
  • Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться.
  • Обеспечить каждому ребёнку ситуацию успеха, самореализации.
  • Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
  • Оказывать помощь первоклассникам в осознании и принытии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  • Приучать к режиму дня, соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе:

 Адекватность поведения

  • Вовлечённость первоклассника в жизнедеятельность коллектива.
  • Проявление способности к самоконтролю, к соблюдению и поддержанию порядка, к общению со сверстниками и взрослыми.
  • Терпимое и спокойное отношение ко временным неудачам.
  • Способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

Состояние здоровья ребёнка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – это основной критерий, характеризующий протекание адаптации к систематическому обучению.

Первый год обучения определяет, порою, всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает важные шаги в своём развитии.