ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс внутри и внешкольных факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения.

Ее формирование осуществляется объединением усилий педагогов, психологов, медицинских работников, родителей, учащихся. Решение совместных задач в сферах образовательной, профилактической, консультативной, аналитической деятельности должно осуществляться путем минимизации действия негативных факторов среды обитания и формирования устойчивых навыков здорового образа жизни.

Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:

комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий;

непрерывность профилактических и оздоровительных мероприятий;

максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;

преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий;

интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс УО;

формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к профилактическим и оздоровительным мероприятиям;

соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Анализ деятельности нашего учреждения образования по созданию здоровьесберегающей среды позволяет выявить популяционный уровень, которыйнаправлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся.

Общешкольные технологии здоровьесбережения:

-оптимизация санитарно-гигиенических условий в УО;

-организация и обеспечение здоровьесохраняющего образовательного процесса и режима занятий;

-обеспечение рационального и сбалансированного питания обучающихся в УО;

-активное использование всех форм физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное);

— обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса;

-интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий и оздоровительных мероприятий, программ образования в сфере здоровья;

— формирование здорового образа жизни учащихся, гигиеническое обучение и воспитание;

— обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка;

-организация работы по укреплению здоровья педагогов и других специалистов УО;

-обучение педагогических кадров вопросам охраны здоровья детей.

Задачи участников формирования единой системы мероприятий здоровьесбережения.

Задачи медицинского работника:

-анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих;

-работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;

-профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;

-совместно с администрацией разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;

-совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Задачи школьной администрации:

-организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

-внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;

-организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;

-создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;

-обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.

Задачи учителя и классного руководителя:

-выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;

-индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

-включение вопросов профилактики заболеваний в материал уроков;

-создание благоприятного психологического климата в классе;

-формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;

-обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;

-взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;

-помощь учащимся в выборе референтной группы (образец поведения по сохранению здоровья): в младшем школьном возрасте — родители, в подростковом — сверстники.

Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:

-создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;

-позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;

-обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;

-формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;

-взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся

-поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.

Задачи обучающихся:

-систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;

-формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;

-самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;

-выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.

Одним из путей снижения негативных воздействий школьной среды на организм ребенка является внедрение прогрессивных оздоровительных технологий, которые способствуют коррекции имеющихся отклонений и повышают уровень здоровья.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • o        использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
    • учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
    • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
    • o        использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.

Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники занимаются не здоровьем, а преимущественно болезнями. В образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и обеспечение выполнения регламентов действующих Санитарных норм и правил – прежде всего, в отношении организации условий и режима обучения, организации питания школьников и др. Фактически каждый педагог в процессе своей повседневной работы участвует в проведении медико-гигенических мероприятий по сохранению здоровья учащихся;

физкультурно-оздоровительные технологии направлены на обеспечение нормального физического развития и укрепление здоровья учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. Реализуются эти технологии на уроках физической культуры и в работе спортивных секций;

экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — обустройство пришкольной территории, разведение растений в классах, рекреациях, обустройство живого уголка, участие в природоохранных мероприятиях;

технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесбережения в школе.

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности», педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности человека», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор;

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в Санитарных нормах и правилах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные (образовательные) технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образажизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно, безопасно взаимодействовать. Современные здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самих обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, приобретаемого через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.