ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Критерии здоровьесбережения Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура 18-20С, свежесть воздуха, освещение класса и доски. Отсутствие посторонних звуков
Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.) 4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности. Творческие задания
Средняя продолжительность видов деятельности 7-10 минут
Количество видов преподавания (словесный,наглядный,самостоятельная работа, аудовизуальный, практическая работа) Не более трёх  
Чередование видов преподавания Через 10- 15 минут
Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся   Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО   Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл.- 10мин., 2-5 классы – 15 мин., 6-7 классы – 20 мин., 8-9классы -25 – 25 мин.,10 – 11 классы – 30 мин.
Поза учащегося, чередование позы   Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15-20 минуте урока – 1 минута)
Наличие мотивации деятельности учащихся, организация успеха ученика в учебной деятельности   Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на уроке   Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик, Комфорт – напряжение, сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие
Эмоциональные разрядки на уроке   Шутка. Улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ Выработка способов безопасного поведения влияния различных веществ на организм человека
Организация условий для запоминания и снижения психологической нагрузки Памятки, алгоритмы, схемы и т.д.  
Достижение положительного настроя учащихся на выходе с урока Различные способы рефлексии: например, конце урока учащиеся дают понять какими были их самочувствие и образовательный успех на уроке: • Очень хорошо • Научился многому • Не научился ничему • Очень плохо • Я доволен своей работой на уроке • Я хорошо работал, но умею ещё лучше • Работа не получилась • Не доволен собой

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ»

Задачи учителя на уроке, которые имеют непосредственное отношение к задачам здоровьесбережения

  • Связать свои задачи и задачи самих учащихся.
  • Следить за тем, чтобы урок носил творческий характер.
  • Предоставить учащимся средства для самостоятельной работы и оказать помощь в их освоении.
  • Оптимально использовать наглядные средства обучения, методы подключения всех органов чувств учащихся.
  • Психологически настроить весь класс на урок, следить за динамикой состояния учащихся на каждом этапе урока.
  • Создавать условия по преобладанию у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение учащимися удовольствия от процесса обучения.
  • Представить в начале урока общую картину того, чему будет посвящён урок.
  • Включить в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УРОКА

Правило 1. Правильная организация урока

Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Правило 2. Использование каналов восприятия

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

— аудиальное восприятие;

— визуальное восприятие;

— кинестетическое восприятие.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

• 5-25-я минута — 80%;

• 25-35-я минута — 60-40%;

• 35-40-я минута — 10%.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья учащихся, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете)
  • Число видов учебной деятельности используемых учителем.
  • Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.
  • Число видов преподавания используемых учителем.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
  • Позы учащихся и их чередование.
  • Физкультминутки и физкультпаузы.
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.
  • Благоприятный психологический климат на уроке.
  • Преобладающее выражение лица учителя.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
  • Темп и особенности окончания урока.
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

1. Принцип доброты.

2. Принцип успешности.

3. Принцип ненанесения вреда.

4. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)

5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

6. Принцип соответствия обучения возрастным особенностям обучающихся.

7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке.

8. Принцип заинтересованности.