Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура 18-20С, свежесть воздуха, освещение класса и доски. Отсутствие посторонних звуков |
Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.) | 4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности. Творческие задания |
Средняя продолжительность видов деятельности | 7-10 минут |
Количество видов преподавания (словесный,наглядный,самостоятельная работа, аудовизуальный, практическая работа) | Не более трёх |
Чередование видов преподавания | Через 10- 15 минут |
Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл.- 10мин., 2-5 классы – 15 мин., 6-7 классы – 20 мин., 8-9классы -25 – 25 мин.,10 – 11 классы – 30 мин. |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15-20 минуте урока – 1 минута) |
Наличие мотивации деятельности учащихся, организация успеха ученика в учебной деятельности | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик, Комфорт – напряжение, сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка. Улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ | Выработка способов безопасного поведения влияния различных веществ на организм человека |
Организация условий для запоминания и снижения психологической нагрузки | Памятки, алгоритмы, схемы и т.д. |
Достижение положительного настроя учащихся на выходе с урока | Различные способы рефлексии: например, конце урока учащиеся дают понять какими были их самочувствие и образовательный успех на уроке: • Очень хорошо • Научился многому • Не научился ничему • Очень плохо • Я доволен своей работой на уроке • Я хорошо работал, но умею ещё лучше • Работа не получилась • Не доволен собой |
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ»
Задачи учителя на уроке, которые имеют непосредственное отношение к задачам здоровьесбережения
- Связать свои задачи и задачи самих учащихся.
- Следить за тем, чтобы урок носил творческий характер.
- Предоставить учащимся средства для самостоятельной работы и оказать помощь в их освоении.
- Оптимально использовать наглядные средства обучения, методы подключения всех органов чувств учащихся.
- Психологически настроить весь класс на урок, следить за динамикой состояния учащихся на каждом этапе урока.
- Создавать условия по преобладанию у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение учащимися удовольствия от процесса обучения.
- Представить в начале урока общую картину того, чему будет посвящён урок.
- Включить в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УРОКА
Правило 1. Правильная организация урока
Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Правило 2. Использование каналов восприятия
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
— аудиальное восприятие;
— визуальное восприятие;
— кинестетическое восприятие.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
• 5-25-я минута — 80%;
• 25-35-я минута — 60-40%;
• 35-40-я минута — 10%.
Правило 4. Снятие эмоционального напряжения
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения
Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья учащихся, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете)
- Число видов учебной деятельности используемых учителем.
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.
- Число видов преподавания используемых учителем.
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
- Позы учащихся и их чередование.
- Физкультминутки и физкультпаузы.
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.
- Благоприятный психологический климат на уроке.
- Преобладающее выражение лица учителя.
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
- Темп и особенности окончания урока.
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
1. Принцип доброты.
2. Принцип успешности.
3. Принцип ненанесения вреда.
4. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)
5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
6. Принцип соответствия обучения возрастным особенностям обучающихся.
7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке.
8. Принцип заинтересованности.