ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

С научной точки зрения психологический климат — это есть эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения интересов.

 Психологический климат урока базируется на эмоционально-психологическом взаимодействии учителя и учащихся.

Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Ведь учителю в течение всего урока необходимо отслеживать и контролировать психологическое состояние класса, т.к. благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися, полноценному их личностному развитию.

И на каждом уроке учитель сам выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учеников. К таким методам, позволяющим учащимся «встряхнуться» физически и эмоционально, можно отнести:

  • упражнения-энергизаторы,
  • логические разминки,
  • «релакс-паузы».

Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга, используемые на различных этапах урочного процесса – организационном, основном или заключительном.

Приведу определения и примеры универсальных психологических «приемов», возможных к использованию при организации урочного процесса в изучении различных предметных дисциплин.

Упражнения-энергизаторы (психологические разминки).

Энергизаторы — это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы. Благодаря энергизаторам успешно преодолевается спад активности группы, восстанавливается интерес к изучаемому материалу, концентрируется внимание участников, продолжается продуктивная работа.

Энергизатор должен:

• быть позитивным, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

• вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

• быть коротким, обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

Упражнение «Тематическая ассоциация».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (русского языка, математики, музыки и т.д.).

Учитель называет определенное понятие, например «погрешность» и просит любого ученика в классе назвать собственную ассоциацию к названому слову, например «погрешность-неточность». Данный ученик обращается к кому-нибудь из одноклассников и просит назвать собственную ассоциацию уже к слову «неточность», например «погрешность-неточность-обман» и т.д. После завершения упражнения можно акцентировать внимание детей на исходном слове и на заключительном слове.

Упражнение «Передай другому».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (истории, черчения, географии и т.д.).

Учитель просит учеников невербально «передать» некий «предмет».

Например: «Передайте колбу с раствором соляной кислоты»; «Передайте все тома романа Л.Н. Толстова «Война и мир» и т.д.

Упражнение «Путешествие».

Данное упражнение можно использовать на уроках географии, истории.

В работе используется мяч небольшого размера. Учитель объясняет, что мяч передается учениками в произвольном порядке, главное, чтобы он не «попал» к одному и тому же ребенку два раза. Учитель называет место, куда он «отправляет» какого-либо учащегося, задача этого ученика быстро назвать три предмета, имеющие непосредственное отношение к данной территории. После этого этот подросток передает мяч другому и называет место. Например:«Сахара – вода, солнечные очки, тент»; «Аляска – тулуп, валенки, снегоход»; «Древний Египет – жук-скарабей, папирус, клафт/парик» и т.д.

Упражнение «Прикосновение».

Данное упражнение можно использовать на уроках английского, казахского языков.

Учитель предлагает ученикам быть внимательными и выполнить ряд команд.

Например:

— прикоснуться к чему-нибудь высокому;

— прикоснуться к чему-нибудь тяжелому;

— прикоснуться к чему-нибудь колючему;

— прикоснуться к чему-нибудь шерстяному;

— прикоснуться к чему-нибудь квадратному;

— прикоснуться к чему-нибудь теплому.

Упражнение «Что вокруг?».

Данное упражнение можно использовать на уроках английского, казахского языков.

Учитель просит учеников внимательно оглядеть аудиторию, в которой они находятся. После чего ребятам необходимо назвать все увиденные ими предметы, ориентируясь на определенные признаки.

Например: круглой формы; сделанные из дерева; синего цвета и т.д.

Логические разминки.

Одной из наиболее эффективных форм развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Они могут использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса школьников к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление. Интеллектуальные разминки можно использовать как организационное  начало урока, для мобилизации внимания учащихся.

Упражнение «Небылицы».

Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и литературы, английского, казахского языков.

Учитель предлагает учащимся рассчитаться по «номерам» — «1, 2, 3, и т.д.», разъясняя, что все присутствующие являются членами редакции журнала «Вокруг света». Педагог объясняет, что будет зачитан некий текст, в любом месте которого будет сделана пауза и какой-либо ученик продолжит рассказ.

Например: «Мальчик Коля был школьником и учился в пятом классе. Однажды, после уроков, он решил не торопиться домой, а пойти прогуляться в парк. Когда Коля пришёл туда, то там почему-то было очень много народа. Мальчик очень удивился…».

«Рассказ продолжает участник под номером 1, ……, под номером 6 и т.д.».

Интеллектуальное упражнение «Иероглифы».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (истории, химии, географии и т.д.).

Учитель напоминает учащимся о том, что в некоторых странах существует так называемое «иероглифическое письмо». В нем отдельные слова изображаются самостоятельными рисунками. Ребятам предлагается попрактиковаться в придумывании иероглифов.

Для начала педагог дает задание придумать иероглифы на простые слова.

Например: «солнце», «ботинок», «река», «ходить», «весело», «грустно» и т.д.

Можно усложнить задание, предложив ученикам, придумать иероглифы к следующим словам: «наука», «зоопарк», «читать», «скучно», «изобретатель» и т.д.

Упражнение «Почемучки».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (истории, черчения, географии и т.д.).

Ученикам предлагается разделиться на две команды: мальчиков и девочек. Задача команды мальчиков — придумывать интересные и необычные вопросы (например: «Почему у Димы сегодня плохое настроение?», «Почему потолок всегда красят в белый цвет?» и т.д.), а команде девочек необходимо отвечать на все поставленные вопросы (например: «Потому что, Дима порвал свои любимые джинсы», «Потому что, белая краска самая распространенная» и т.д.). После чего команды могут поменяться «ролями».

Упражнение «Взаимосвязь».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (русского языка, математики, музыки и т.д.).

Учитель просит учащихся по «цепочке» называть ассоциации к существительному и добавлять к нему прилагательное, глагол, наречие, таким образом, чтобы получалось словосочетание. Педагог озвучивает ключевое сочетание слов, первый ученик продолжает, затем второй ученик и т.д.

Например: «красное яблоко – груша сладкая – конфета круглая – голова думает и т.д.»).

Упражнение «Признаки».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (самопознания, литературы, изо и т.д.).

Учитель просит учеников назвать как можно больше различных предметов, обладающих определенными озвученными признаками.

Например:

— «Назовите все металлические предметы с отверстиями»;

— «Назовите все круглые деревянные предметы большого размера»;

— «Назовите все шершавые длинные предметы» и т.д.

Релакс-паузы (медитативные техники).

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Упражнение «Мой внутренний мир».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (математики, химии, географии и т.д.).

Учащимся предлагается взять карандаш или фломастер в ту руку, которая не является «ведущей» (для «правшей» — левая; для «левшей» — правая). Задача ребят – не отрывая карандаш от листа бумаги, изобразить то, что придет в голову (конкретный образ, объект; абстрактный образ; сюжетная картинка и т.д.). По завершению работы участники группы делятся своими впечатлениями от проделанной работы.

Упражнение «Ручей».

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо, тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Ручеек погладил (имя ребенка)… Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь на счет «три» и откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

Упражнение «Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие, легкие, ваши ноги легкие. Все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.

Потянитесь на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Упражнение «Птица».

Представьте себе, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными с счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы – птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья – ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок прикасается к вам. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.

Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.

Упражнение «Тихое озеро»

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен

Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят и гладят…Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Но вот мы снова в комнате…

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.

Упражнение «Моя минута».

Данное упражнение можно проводить на различных предметных уроках (истории, литературы, географии и т.д.).

Учитель предлагает учащимся провести небольшой эксперимент. Для этого ребятам необходимо приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать педагога. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать мысленно от 1 до 60. После того, как прозвучит команда «Закончили!», каждый из присутствующих запоминает полученное число.

Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности ученика в данный момент времени.

Фактически каждый учитель владеет определенным «багажом» приемов и методов построения конструктивного взаимодействия с учениками на «своих» уроках.

Но существует ряд важных моментов, про которые следует помнить любому педагогу при организации урочного процесса — золотые правила создания психологического комфорта на уроке!

  • Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Самый приятный звук для человека – это его имя.
  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
  • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
  • Не кричите и не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах.
  • Помните, что совместная деятельность сближает людей.
  • Хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
  • Замечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются.
  • На уроке всегда создавайте ситуацию успеха.

Список используемой литературы

  1. М.Р., Битянова «Работа психолога в начальной школе» / М., 2001 г.
  2. Д.Н., Завалишина «Психологическая структура способностей» / М., 1991 г.
  3. А.А., Крылов «Психология» / М., 1998г.
  4. М.И., Лукьянова «Моя профессия – детский психолог» / М., 2007 г.
  5. А.И., Матюшкин «Развитие творческой активности школьников»/М., 1991г.
  6. А. С., Прутченков. «Свет мой зеркальце скажи» : Методические разработки социально-психологических тренингов / М., 1996г.
  7. Е.И., Рогов «Настольная книга практического психолога» / М., 1995 г.