ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Упражнение №1 «Диффузия»

Учитель: Что такое диффузия?

Ученик:  Проникновение  молекул  одного  вещества  в  промежутки  между молекулами другого. Можно сказать, это перемешивание веществ.

Учитель: Давайте попробуем показать это явление. Встанем  рядом  с  партами.  Ученики,  стоящие    за  соседними  партами, поменяются  местами.  А  теперь  вернемся  на  свои  места.  Упражнение выполним 2-3 раза. 

Упражнение №2 «Инерция»

Учитель: Что такое инерция?

Ученик: Сохранение телом своей скорости.

Учитель: Давайте представим, что мы – пассажиры автобуса. Покажем, как будет меняться положение вашего тела при  его движении. 1) Автобус тронулся с места. (Ученики отклонились назад) 2) Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо) 3) Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево) 4) Автобус затормозил. (Ученики отклонились вперед)

Упражнение №3 «Давление»

Учитель: Как можно увеличить давление на опору?

Ученик: Уменьшить площадь опоры.

Учитель: Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол  – встанем  на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.

Упражнение №4 «Трение покоя»

Учитель: Что называют трением покоя?

Ученик: Трение, возникающее между покоящимися телами.

Учитель: Давайте покажем, как сила трения покоя помогает нам отталкиваться от пола. Встанем на носочки, потянемся вверх. Упражнение выполняем 2-3 раза.

Упражнение №5 «Маятник»

Учитель: Какие движения совершает маятник?

Ученик: Колебательные.

Учитель: Давайте покажем движения маятника (Ученики делают наклоны туловища влево – вправо).

Упражнение №6 «Невесомость»

Учитель: Когда наступает состояние невесомости?

Ученик: Когда на тело действует одна сила тяжести.

Учитель: Давайте побудем в состоянии невесомости. Что для этого нужно сделать?

Ученик: Подпрыгнуть. (Ученики делают несколько прыжков на месте)

Упражнение №7 «Волна»

Учитель: Что называют волной?

Ученик: Это распространение колебаний от точки к точке.

Учитель: Давайте изобразим волну (Ученики последовательно встают из – за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.)

Упражнение №8 «Упругость»

Учитель: Какие деформации называют упругими?

Ученик: Если тело после деформации возвращается  в исходное состояние.

Учитель: С помощью наших рук покажем упругую деформацию. Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз. 

Упражнение № 9 «Спектр»

На передней стенке класса закреплены на разной высоте разноцветные буквы: К, О,Ж,З,Г,С,Ф.

Учитель: Как выглядит спектр солнца?

Ученик: Радужная полоска из 7 цветов.

Учитель: Какой стишок помогает запомнить чередование цветов в спектре?

Ученик: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Учитель: Давайте назовем цвета в правильной последовательности и найдем глазами соответствующие буквы. Упражнение повторим несколько раз.

Упражнение №10 «Электрон»

Учитель: По какой орбите движутся электроны в атомах?

Ученик: По круговой.

 Учитель: Давайте представим, что мы наблюдаем за движением  электрона. Проследим за ним глазами. (Ученики выполняют вращательные движения глазами – по часовой стрелке и против.)

Физкультминутка на уроках

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях.

На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:

— вертикальные движения глаз вверх-вниз;

— горизонтальные вправо-влево;

— вращение глазами по часовой стрелке и против;

— массаж век и другие.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

— растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против, — перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; — качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Гимнастика для шейного отдела позвоночника.

а) корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление;

б) корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх;

в) наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча;

г) корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы;

д) круговые движения головой: по часовой стрелке и против (объединяем в одно упражнение а), б), в)).