Упражнение №1 «Диффузия»
Учитель: Что такое диффузия?
Ученик: Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Можно сказать, это перемешивание веществ.
Учитель: Давайте попробуем показать это явление. Встанем рядом с партами. Ученики, стоящие за соседними партами, поменяются местами. А теперь вернемся на свои места. Упражнение выполним 2-3 раза.
Упражнение №2 «Инерция»
Учитель: Что такое инерция?
Ученик: Сохранение телом своей скорости.
Учитель: Давайте представим, что мы – пассажиры автобуса. Покажем, как будет меняться положение вашего тела при его движении. 1) Автобус тронулся с места. (Ученики отклонились назад) 2) Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо) 3) Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево) 4) Автобус затормозил. (Ученики отклонились вперед)
Упражнение №3 «Давление»
Учитель: Как можно увеличить давление на опору?
Ученик: Уменьшить площадь опоры.
Учитель: Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.
Упражнение №4 «Трение покоя»
Учитель: Что называют трением покоя?
Ученик: Трение, возникающее между покоящимися телами.
Учитель: Давайте покажем, как сила трения покоя помогает нам отталкиваться от пола. Встанем на носочки, потянемся вверх. Упражнение выполняем 2-3 раза.
Упражнение №5 «Маятник»
Учитель: Какие движения совершает маятник?
Ученик: Колебательные.
Учитель: Давайте покажем движения маятника (Ученики делают наклоны туловища влево – вправо).
Упражнение №6 «Невесомость»
Учитель: Когда наступает состояние невесомости?
Ученик: Когда на тело действует одна сила тяжести.
Учитель: Давайте побудем в состоянии невесомости. Что для этого нужно сделать?
Ученик: Подпрыгнуть. (Ученики делают несколько прыжков на месте)
Упражнение №7 «Волна»
Учитель: Что называют волной?
Ученик: Это распространение колебаний от точки к точке.
Учитель: Давайте изобразим волну (Ученики последовательно встают из – за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.)
Упражнение №8 «Упругость»
Учитель: Какие деформации называют упругими?
Ученик: Если тело после деформации возвращается в исходное состояние.
Учитель: С помощью наших рук покажем упругую деформацию. Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз.
Упражнение № 9 «Спектр»
На передней стенке класса закреплены на разной высоте разноцветные буквы: К, О,Ж,З,Г,С,Ф.
Учитель: Как выглядит спектр солнца?
Ученик: Радужная полоска из 7 цветов.
Учитель: Какой стишок помогает запомнить чередование цветов в спектре?
Ученик: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Учитель: Давайте назовем цвета в правильной последовательности и найдем глазами соответствующие буквы. Упражнение повторим несколько раз.
Упражнение №10 «Электрон»
Учитель: По какой орбите движутся электроны в атомах?
Ученик: По круговой.
Учитель: Давайте представим, что мы наблюдаем за движением электрона. Проследим за ним глазами. (Ученики выполняют вращательные движения глазами – по часовой стрелке и против.)
Физкультминутка на уроках
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях.
На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:
— вертикальные движения глаз вверх-вниз;
— горизонтальные вправо-влево;
— вращение глазами по часовой стрелке и против;
— массаж век и другие.
Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:
— растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против, — перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; — качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Гимнастика для шейного отдела позвоночника.
а) корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление;
б) корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх;
в) наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча;
г) корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы;
д) круговые движения головой: по часовой стрелке и против (объединяем в одно упражнение а), б), в)).